Вплоть до начала двадцать первого столетия разновидности судебных исследований, имеющие отношение к технологическому оцениванию ТС, анализу автомобильного транспорта, определению степени убытка, нанесенного в ходе аварии, включая выяснение причин и определение виновников дорожно-транспортного происшествия, проведению анализа отметин на ТС назывались одинаково и относились к одной единственной экспертизе – автотехнической.
С течением времени и развитием инженерной науки все эти направления были разделены на отдельные подвиды, в результате чего и появилась экспертиза технического состояния автомототранспорта и спецтехники. Данная экспертиза является неотъемлемой составляющей частью автотехнической судебной экспертизы наряду с такими исследованиями, как выявление причин аварии, анализ состояния механизмов транспортного средства, проведение анализа отметин на транспортном средстве, а также на месте происшествия с учетом технического состояния проезжей части в конкретном ее месте, анализ положения транспортных средств с целью определения стоимостной части понесенного в результате дорожного происшествия убытка.
Среди предметов, по которым наиболее часто проводится данная экспертиза, можно выделить: двигатели автомобилей на предмет определения их мощности; коробку передач автотранспорта; кузов и подвески, а также различные приборы, и разнообразные детали.
Экспертиза технического состояния проводится, как правило, в случаях совершения ДТП и для защиты потребительских прав населения нашей страны. Относительно ДТП, экспертиза проводится для того, чтобы определить техническое положение автомобиля на предмет поломок и повреждений с детальной их характеристикой и описанием их возможного появления. В ходе экспертизы специалисты стараются определить более или менее точный момент появления неисправности, чтобы понять произошло это до аварии, либо в результате ее. Определение момента поломки сопровождается выявлением объекта, с которым было столкновение, вызвавшее конкретную поломку. Это может быть различного вида автотранспорт, любая дорожная преграда, либо пешеход. Часто бывает, что дефекты автомобиля не играют ключевой роли в столкновении. В таком случае экспертиза направлена на выявление роли поломки в аварии.
Экспертиза транспортного средства для защиты прав потребителей проводится путем определения практически тех же аспектов, но только направлена она на выявление фабричных дефектов машины, которые могли стать причиной аварии. Итак, на сегодняшний день экспертная практика выделяет следующие агрегаты, наиболее востребованные в экспертизе автотранспорта:
- экспертиза двигателя автомобиля, в т.ч. экспертиза мощности двигателя
- экспертиза коробки передач
- экспертиза кузова
- экспертиза подвески
- экспертиза шасси
- экспертиза бампера
- экспертиза приборов
- экспертиза прочих узлов и деталей
Завершить эту статью нам бы хотелось детальным перечислением основных элементов, которые подлежат экспертизы в рамках независимой или судебной экспертизы технического состояния автомобиля (ТС):
- независимая техническая экспертиза двигателя и его мощности
- независимая техническая экспертиза коробки передач
- независимая техническая экспертиза электроприборов
- независимая техническая экспертиза бампера
- независимая техническая экспертиза шасси
- независимая техническая экспертиза подвески