Какие вопросы ставятся перед экспертом-патентоведом?
- Имеются ли в исследуемых образцах признаки изобретения или полезной модели, которые указаны в патенте?
- Используются ли в продуктах или способах каждый из признаков изобретения или полезной модели, обозначенный в независимом пункте содержащейся в патенте формулы изобретения или полезной модели, или признак, идентичный ему и имеющий известность в качестве такового в конкретной области техники до применения продукта или способа?
- Имеются ли в объекте исследования признаки промышленного образца, обозначенные в свидетельстве на промышленный образец?
- Имеет ли изделие все основные признаки промышленного образца, которые отражаются в изображении изделия и приведены в списке существенных признаков промышленного образца?
- Экспертиза товарного знака — исследование параметров товарных знаков.
- Имеется ли различие или сходство до степени смешения между товарными знаками (фирменными наименованиями, логотипами), представленными на исследование?
- Какой элемент является доминирующим в товарных знаках?
Актуальность проведения экспертизы товарных знаков обусловлена тесными взаимоотношениями продавца и покупателя. По некоторым сведениям, идея внедрения товарного знака появилась в Германии в начале двадцатого века. Товарный знак, который используется для маркировки товаров и оказываемых услуг – это своеобразная визитка производителя. Кроме того, товарные знаки выполняют следующие функции: дифференцируют товар на подгруппы, информируют покупателя о производителе, привлекают внимание людей к конкретной марке и другие.
При проведении экспертизы товарных знаков предметами исследования выступают изобразительные, словесные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Исходя из указанного понятия, можно выделить следующие виды товарных знаков: словесные товарные знаки либо прагматонимы, то есть название товара. Для анализа применяются критерии совпадения смыслов и идей, изобразительные товарные знаки – это рисунки и изображения предметов, людей, растений, животных, фигур т так далее. Этот вид соизмеряется такими критериями, как используемый шрифт, цветовая гамма, общее зрительное впечатление, характер букв, объемные товарные знаки представляют собой трехмерное изображение, комбинированные знаки представляют собой сочетание различных изображений и названий в отдельные словосочетания. В этом случае каждый товарный элемент должен быть охраняемый, иначе товарный знак невозможно признать комбинированным.
Чаще всего, экспертиза товарных знаков необходима в случае нарушения прав на зарегистрированный товарный знак либо при оценке права использования производителем того или иного товарного знака. При проведении экспертизы товарных знаков, эксперт в состоянии выяснить следующие показатели: характер полезности изобретения, указанного в патенте, степень схожести исследуемого образца с производственными моделями, соответствие изображении товара его внешнему виду и фактическим характеристиками, определение доминирующего предмета в товарных знаках, анализ других параметров товарных знаков. Завершая исследование, эксперт делает вывод, присутствуют ли сходства в обозначении товарных знаков. Для проведения подобной экспертизы, товарные эксперты ориентируются как на отечественное, так и зарубежное законодательство (в частности некоторые конвенции и декларации).